Деньги и расстояния: жизнь дальнобойщика полна сюрпризов

Деньги и расстояния: жизнь дальнобойщика полна сюрпризов

Сколько бы ни говорили о гонке зарплат и борьбе за кадры на предприятиях «оборонки», самыми высокооплачиваемыми рабочими специальностями в России являются водители. А среди тех, кто крутит баранку, в топе по заработкам дальнобойщики. Прогнозы о медленном умирании профессии после введения системы «Платон» и консолидации активов на рынке перевозок оказались сильно преувеличенными. Всё-таки железнодорожный транспорт пока не может заменить фуры при перевозках на дальние расстояния.

По данным сервиса «Авито Работа», к январю 2025 г. зарплаты дальнобойщиков выросли на 41% по сравнению с 2023 годом. Они вышли на психологически комфортный рубеж в 200 тыс. рублей, хотя многие компании надёжному водителю и 250 тыс. готовы платить. У экспедиторов и водителей погрузчиков заработки тоже скакнули на 25–35%, но выходит сильно меньше – 115–120 тыс. рублей в месяц. Казалось бы, должны подрасти доходы и у работников автосервисов, поскольку темпы обновления автопарка замедлились да и с запчастями бывают проблемы. Тем не менее у автомобильных механиков, жестянщиков и маляров зарплаты выросли на скромные 7–12%, но тоже перевалили за 100 тыс. рублей.

Причём схожая картина наблюдается по разным регионам. И в Челябинской области, и в Краснодарском крае зарплата дальнобойщика в первом квартале была плюс-минус 200 тысяч. А сегодня наверняка выросла ещё на 5–10%. В Башкирии зарплата водителя-экспедитора всего за год выросла на 58% – до 140 косарей.

Другое дело, что жизнь у дальнобойщика от повышения дохода легче не становится. В Ростове-на-Дону около полусотни транспортных компаний обратились в суд с требованием приостановить действие дорожного знака, запрещающего проезд крупногабаритным машинам. Дескать, ограничения в некоторых местах совершенно необоснованные, а штрафы с начала 2025 г. подняли до 5 тыс. рублей при однократном проезде и до 10 тыс. при повторном. Депутаты Госдумы готовы аж в четыре раза (до 20 тыс. рублей) поднять штрафы за неоплату проезда фур по федеральным трассам через систему «Платон». Законопроект принят в первом чтении, хотя Минтранс завален жалобами дальнобойщиков на ошибочные штрафы из-за работы военных систем РЭБ, мешающих определению спутниковых координат. По словам краснодарского депутата Александра Сафонова, некоторые дальнобойщики жаловались ему на 200–300 тыс. рублей штрафов, «накопленных ни за что». В Ространснадзоре приняли более двух тысяч жалоб водителей и отменили свыше четверти штрафных постановлений.

Читайте также:  Архивы «Звёздных войн» раскрыли, что изначально Йода был синим

Проблем хватает и без штрафов. Ведь две трети территории России приходится на труднодоступные районы. В основном это северные территории, которые оживают, как ни странно, зимой. Но летом в отсутствие дорог отсюда не вывезти лес и не снабдить население необходимыми товарами. Шанс появляется, когда встаёт метровый лёд на реках и начинают формировать зимники.

Самый известный наш зимник – это Дорога жизни по льду Ладожского озера, по которой снабжали блокадный Ленинград. И страшно сказать, что в XXI веке зимники имеют не меньшее значение, например, в Якутии, где каждую зиму прокладывается 7 тыс. км снежных дорог, по которым перевозится аж 80% необходимых республике грузов. Это вовсе не означает, что наша страна безнадёжно отстала в освоении северных просторов. В Канаде тоже огромное количество зимников.

Для зимников существуют стандарты безопасности: дорогу отмечают вешками по обе стороны через каждые 50–100 м на прямых участках и через 20–30 м – на кривых. Каждые 50 км должен быть линейный дорожный пункт, где водители могут попить чайку, каждые 150 км – дорожно-ремонтные участки. Но в реальности этого всего может не быть, как и привычных любому водителю заправок. Дальнобойщик должен возить с собой солидный запас горючего, с которым его может при подъёме понести назад по обледеневшей трассе. Серьёзный ремонт требуется после каждого рейса, а быть дальнобойщиком – это очень непростой хлеб.

Гонка со временем

Главная причина роста зарплат у дальнобойщиков в 2025 г. очевидна: сокращение доступного парка автомобилей. С запчастями дефицит, кредиты дорогие, поэтому возросли требования к навыкам водителя, который должен уметь ремонтировать машину, следить за ней, избегать аварий, не спать за рулём и уж тем более не пить. Да ещё и за Уралом активизировались китайские конкуренты, для которых операционные условия более благоприятны. Китайский перевозчик платит за тягач 4 млн рублей против российских 7, 5 млн, лизинг – 4–6%, а не 25–29%. В мае 2025 г. тариф составлял 66, 4 рубля за километр. То есть за сотню пройденных фурой километров транспортная компания получит 6, 6 тыс. рублей – негусто, учитывая штрафы, налоги, топливо, зарплаты водителей и всякие неформальные поборы. Да и количество грузов не растёт.

Читайте также:  Криптовалютные ETF укрепляют свои позиции на рынке США

На начало 2025 г. российский парк тяжёлых грузовиков (HCV) составляет 1, 88 млн единиц, причём чуть более четверти этой колонны – машины возрастом более 20 лет. Понемногу уходят с рынка независимые рыцари дорог на личном КамАЗе, знакомые всей стране по сериалу «Дальнобойщики». Куда чаще машина принадлежит фирме, а водитель обретается на зарплате. «Индивидуалы» де-факто дискриминируются на рынке, а лоббисты крупных фирм вскоре могут сделать их деятельность и вовсе невозможной.

Рынок перевозок повторяет главные макроэкономические тенденции. Если на дворе потребительский бум, работы хватает всем. Если импорт падает, фирмы разоряются, стройки встают, то и перевозки не могут процветать – это дважды два. Одна из стратегий выживания для крупных перевозчиков – вытеснять с рынка независимых одиночек. Этот процесс не вчера начался, но сегодня набрал ход и стал настоящей проблемой.

По закону, если водитель работает с крупной компанией, по уставу занимающейся «организацией перевозок», то может рассчитывать впоследствии на возврат НДС. А дальнобойщик занимается просто «грузоперевозками», и при работе с ним НДС не возвращается. Кто и когда пролоббировал соответствующий закон, уже неважно: независимый дальнобойщик давно привык, что с каждого заказа должен отдать 30–50% стоимости заказа посредникам, чтобы вовсе не остаться без работы.

В народном сознании дальнобойщик – это не просто профессия. Когда экономика разваливалась после краха СССР, это ещё и шанс для мужика из провинции на достойную жизнь. Ведь что мужику оставалось, когда стали закрываться предприятия? Стать бандитом? Уехать в Москву и устроиться охранником? Тем, у кого имелись хоть какие-то сбережения, вполне по средствам было взять КамАЗ с прицепом и попытаться встать на ноги.

Конечно, грабежи на дорогах, произвол гаишников, обман с оплатой, дорогостоящий ремонт создавали огромные риски. Однако фуру можно было отбить за год – сейчас о таком можно только мечтать. Ходка из Москвы в Омск стоила около 200 тыс., солярка съедала половину суммы. Часто и на обратный путь удавалось какой-то груз подхватить. Отлично зарабатывали ребята, у которых в виде прицепа был рефрижератор – он стоил как два обычных тента, но был хорошо востребован. Правда, у 80% дальнобойщиков машины были взяты в лизинг, и проплаты за них съедали значительную долю прибыли.

Читайте также:  Правительство обсуждает новые меры стабилизации топливного рынка. Помогут ли они сдержать цены на бензин

После 2015 г. водителям стало сложнее проезжать за сутки 800–1000 км, которые раньше считались отличным результатом. Но для этого нужно ехать в среднем 100 км в час. Власти считают такого «рекордсмена» дорожной угрозой. На многих машинах есть заводские ограничения, не позволяющие проезжать больше заложенного «безопасного» расстояния. Но их можно скрутить, как и тахограф-«шайбу», ограничивающий работу двигателя 9 часами в сутки. Но с появлением спутниковой системы ГЛОНАСС перерабатывать стало ещё сложнее. А чтобы продлить смену до 12 часов, нужно писать обоснования. И дорожная полиция знает, как себя вести с чересчур ретивыми дальнобойщиками.

Поэтому опытный адекватный водитель, который умеет не только крутить баранку, но и решать многочисленные проблемы, всегда востребован. Ведь если обычный наёмник будет неторопливо катить по 50 км в час положенные 9 часов, компания вылетит в трубу. Одна отрада: российский дальнобойщик азартен и так работать не умеет.

Источник: argumenti.ru